Скачай клубную карту в телефон – получи 20% скидку
8 (861) 203-40-71
Обратный звонок
профессиональная консультация
г. Краснодар, ул. Кубанская Набережная, 37/11
без выходных пн-вс 11:00-21:00

Как не упасть на мотоцикле при езде по песку?

16 сентября 2018
3350
6 минут на прочтение
Ольга Лирон
Неутомимый в любознательности технолог.

Это не руководство по победе в гонке «Дакар» и не сборник советов «как обогнать КМСа по мотокроссу при условии шоссейной резины». Однако, не мало мотоциклистов терпят обидное поражение от песчаной дороги или участка маршрута с насыпью из-за недостаточной подготовки или навыков. Мы говорим не об асфальте с тонким слоем песочка, а про ситуацию, когда вы съехали с главной дороги и вдруг оказались на участке полностью состоящем из песка.

Чем опасна езда на мотоцикле по песку?

На песке у вас нет устойчивости. Все плывет под колесами, задняя покрышка пробуксовывает и вкапывается в то время, как переднее колесо зарывается или сносит в сторону. Песок слишком подвижен, не дает необходимого сцепления с дорогой, поэтому так велика вероятность падения.

Дополнительным отрицательным фактором служит растерянность пилота, который без практики песчаных поездок паникует, когда мотоцикл пытается вырваться из рук. Песок слишком чувствителен к резким маневрам. Если удается удержать равновесие и не упасть в движении, то при остановке тронуться с места будет проблематичнее из-за вкапывания. Груженые в путешествие мотоциклы здорово проседают при остановке на песке, что создает определенные неудобства.

Основные правила езды по песку

  • Регулировка давления в шинах
  • Положение тела на мотоцикле — ближе к задней подвеске
  • Соблюдение скорости и инерции движения
  • Торможение двигателем, исключать передний тормоз
  • Следить за траекторией

Регулировка давления в шинах

Если у вас есть возможность приготовиться к заезду по песку, то первым делом следует понизить давление в шинах. Средний показатель колеблется возле 0,3 бара, на которые вы спускаете давление от нормы. Не обязательно понижать давление в обоих колесах, но важно понизить его хотя бы на заднем колесе, так как его сцепление с поверхностью на данный момент гораздо ощутимее. К понижению давления в колесах прибегают и эндуристы при прохождении грязевых участков по тем же причинам.

Для любителей взрывать песчаные дюны существует специальная резина. Но даже если вы не готовитесь к поездке так тотально (или песчаный маршрут случайное короткое недоразумение) обратите внимание на протектор вашего мотоцикла. На шоссейной резине ехать по песку будет совсем не сладко, так может быть вовсе выбрать другой маршрут? Протектор шин подскажет вам поведение мотоцикла на песке, а значит, вы будете представлять, с чем имеете дело.

Положение тела на мотоцикле

Вот вы соскочили с хорошей дороги на песчаную. Первым делом вам необходимо или привставать на подножках, или что используется чаще — сесть, как можно дальше от бака, ближе к задней подвеске. Догадываетесь, зачем это нужно? При смещении собственного веса вы нагружаете заднюю часть мотоцикла и разгружаете переднюю. Как итог - ваш мотоцикл становится более устойчивым, а главное, перестает вкапываться передним колесом!

Долгая езда по песку сильно выматывает физически, так как вам необходимо прикладывать усилия к удержанию мотоцикла и его стабилизации. Песок не прощает ошибок, как и скоростная езда.

Скорость и инерция

Обычно, когда кто-то спрашивает о езде по песчаным дюнам, опытные отмахиваются:

- Газуй, не бойся и садись дальше!

Смысл газовать не в том, чтобы проскочить участок на заднем, а в том, чтобы банально разгрузить переднюю подвеску. С дополнительной скоростью у вас появляется стабильность, а при низких оборотах велика вероятность увязнуть (если песок сухой). Кстати, если вы таки остановились и сели на песке, то не нужно шибко газовать. Задняя покрышка вкопается моментально. Тронуться с песчаной дороги будет сложно, поэтому, если вы чувствуете, что не справляетесь, дотяните хотя бы до более менее твердого участка, путь то проплешины травы или просто влажный песок (влажный песок более твердый и упругий, тронуться с него будет легче, чем с сухого).

Короткие участки песка проходят накатом, на постоянной скорости или по инерции во избежании лишней пробуксовки.

Скорость нужно выбирать соответственно возможностям маневрирования.

Другими словами: скорость должна позволять вам успевать реагировать на ситуацию без резких движений (вы все же не в мотокроссе), стабилизировать вас и не давать колесам увязать в рыхлом песке.

Торможение

На дорогах общего пользования передний тормоз основной и как бы вы не боялись упасть в торможении через руль, при должном опыте он спасает вам жизнь. На песке про передний тормоз вообще забудьте! Привычка или страх, все равно — не трогайте передний тормоз! Кто догадается почему? Ну же, я верю в вас!

- Загружается передняя вилка? - подумал мой читатель.

Кто вспомнил об этом, может гордиться своими навыками мотоциклиста. Загрузка передней вилки на песке равносильна +1000 к вкапыванию колеса и в последствии к падению или заворачиванию колеса в стороны. Поэтому тормозить следует двигателем. Задний тормоз использовать можно, но в крайнем случае, потому что заднее колесо и без того озадачено тягой.

Идеальный вариант — торможение двигателем. В таком случае вы меняете скорость плавно и аккуратно. Минимум резких движений — ваш главный принцип в езде по песку.

Траектория

Беда в езде по песку заключается в у том, что при любом резком или неверном движении, как мы уже говорили, колеса вкапываются, а переднее колесо при неудачном повороте вовсе заворачивается в сторону. Из-за подвижности песка равновесие ловишь, как канатоходец. С песком легко совладать, когда его мало, но стоит соскочить с трассы на разбитую грунтовку, которую «добрые» люди решили залечить машиной песка, то все, пиши «пропало».

Отсюда вывод: все маневры нужно совершать по более пологим траекториям. Даже если вам кажется, что с таким радиусом разворачиваться только двадцати тонные фуры, ваша задача проехать поворот без заворота колеса.

И еще одно очень важное наблюдение:

Старайтесь поворачивать не рулем, а наклоном мотоцикла. При повороте руля колесо часто засыпает песком и приходится бороться с мотоциклом. При маневрировании наклоном у вас будет пологая траектория, так как резко завернуть наклоном сложно. При постоянной скорости или движении по инерции в сочетании с управлением наклоном, вы сможете аккуратно маневрировать, а большего вам и не нужно.

И да, на песке наклоны могут выглядеть гораздо опаснее, чем на асфальте, но надежда вывернуть еще останется; подвижность песка здесь сыграет на вашей стороне при условии опыта. Новички пугаются, что мотоцикл вот-вот упадет (на асфальте с таким углом вы бы уже чесали спину об разделительную черту из-за срыва колеса), газуют и вылетают со страха в неизвестном направлении с дороги, так как спешат выровнять мотоцикл там, где надо было бы чуть-чуть поддать и закончить маневр. Песок настолько обволакивает покрышку, что при угле наклона символическое сцепление все же остается, чем пользуются более продвинутые мотоциклисты. Но это исключительно опыт, которому учатся на трассах кросс/эндуро.

При езде с пассажиром на песке следует быть максимально осторожным. Заднюю часть мотоцикла начнет водить в моменты маневрирования, хотя по прямой мотоцикл пойдет вполне уверенно. Но уверено, не значит, что он будет меньше проседать. С грузом мотоцикл вкопается в песок с куда большим удовольствием. Поэтому если вы все же застряли, постарайтесь разгрузить мотоцикл. С дополнительным весом пройти трассу будет труднее.

Оцените статью
3 оценки
Смотрите также
Комментарии
Пока нет комментариев
м. Авиамоторная, ТРК СпортЕХ
без выходных пн-вс 11:00-21:00